Главная / О.П. 120 км возле поселка Маритуй

О.П. 120 км возле поселка Маритуй

Платформа «О.П. (остановочный пункт) 120 км» находится в черте поселка Маритуй.

Название «Маритуй»,  по одной из версий происходит от бурятского «морин», что означает «лошадь», а «моритей»,  соответственно, имеющий лошадь, коня.

По версии С.А. Гурулёва, основа была взята от эвенкийского «мар» (марник — поросль низкорослой берёзы на торфянике, луг, болото), «туй» — суффикс в бурятском языке.

Маритуй был основан во время строительства первой очереди Кругобайкалки в 1902 году в широкой долине одноименной реки, сначала как поселение рабочих строителей, а затем как пункт проживания персонала, обеспечивающего бесперебойную работу данного участка КБЖД.

Храм святых Апостолов Петра и Павла в Маритуе

В 1915-1916 гг. на возвышенности был построен и освящен Храм святых Апостолов Петра и Павла. После Революции в 20-е гг. XX века церковь закрыли и переделали под общежитие сотрудников НКВД. В 30-е гг. произошел пожар, уничтоживший храм.

В настоящее время на месте, где стояла церковь можно найти лишь остатки фундамента. В январе 2020 я был там и предлагаю Вам посмотреть фотографии и небольшое видео.

Подробнее можно прочесть здесь >>>

По данным на 2012 год, официально в Маритуе проживает 55 человек. Но в прошлом веке это был довольно-таки крупный поселок, со школой, больницей, магазином, интернатом для детей железнодорожников западного участка дороги, жилыми домами и казармами для служащих.

Интересна история единственного дошедшего до нашего времени двухэтажного дома. О его истории и жильцах подробно рассказал М.М. Голайдо, работавший учителем в школе № 47 ВСЖД в Маритуе с 1965 по 1971 годы.

Подробнее можно прочитать по ссылке здесь>>>

После запуска в 1956 году Иркутской ГЭС и закрытия КБЖД для транзита Транссиба, большая часть населения покинула поселок. Так гласит специальная литература, посвященная Кругобайкалке.

Но вот такую версию озвучил Михаил Митрофанович Голайдо, с 1965 по 1971 гг. работавший учителем в школе № 47 ВСЖД в Маритуе. Привожу его цитату целиком.

«Напишу, что знаю. В мое время из Маритуя никто не разъезжался. Работала железная дорога, по которой не только поезд Слюдянка-порт Байкал ходил. Шли и грузовые поезда. Кстати, в том время работал и порт в Култуке, через который шла перевалка леса, который плотами-сигарами доставался с севера Байкала. Порт Байкал тоже работал. Через этот порт шли грузы на север. А доставлялись они в порт из Слюдянки грузовыми поездами. А раз так, то и КБЖД работала, и Маритуй был полон людей. В интернате жило около сотни детей, которых свозили от 145 км до 80 км.

Больше старых и новых фотографий школы и интерната можно посмотреть здесь>>>

Вечером детей привозили с восточного направления, утренним поездом — с западного (от порта Байкал). По субботам снаряжались специальные поезда: из Слюдянки приходил вагон для отправки детей по домам. К порту Байкал детей отправляли вагоном, который стоял на станции Маритуй. В качестве локомотива использовался мотовоз РСУ. Да, в Маритуе работал ремонтно-строительный участок, которым руководил Александр Тихонович Пурахин. Его семья жила в доме у самой горы слева, если идти от Байкала, он стоит и сейчас Последние годы там жила Анна Дмитриевна Ляскина, покойный муж которой Виктор Михайлович был киномехаником. РСУ занимался строительством подпорных стенок. Старшим дорожным мастером ПЧ-14, руководившим работой путейцев был Богомолов, с которым мне познакомиться на довелось, так как, став пенсионером, уехал с семьей из Маритуя. Жили они в доме на берегу Байкала, если к станции, сразу справа. Он цел до сих пор. Потом дорожным мастером стал Константин Проценко. Работал клуб, именовавшийся красным уголком, который был, без преувеличения можно сказать, центром досуга маритуйцев. Ежедневно, кроме понедельника, демонстрировались кинофильмы при полном зале, по субботам в фойе проводились танцевальные вечера. От молодежи протолкнуться нельзя было. Работал детский сад-ясли, который располагался на горе справа , не доходя до снесенного двухэтажного дома .Заведующей детсадом была Клавдия Столярова. Работала и своя амбулатория, где работала Нина Ивановна Гладышева, Ольга Алексеева.

Оживилось движение грузовых поездов с началом строительства БАМа, перевалка грузов для строительства которой велась через порт Байкал. Была своя партийная организация, которой руководил Донских Г.Г., объединенная комсомольская организация, руководить которой довелось и мне. Нередко нас посещал секретарь РК ВЛКСМ Константин Черепанов и работавший там же Владимир Силантьев. Но школа в Маритуе была закрыта в 1971 году.

Представитель Отдела учебных заведений (уже забыл ее фамилию) потом была наказана за это неправильное решение. С этого времени и начался отъезд людей: первыми уехали учителя с семьями, стали уезжать люди с детьми не только из Маритуй, но и всех населенных пунктов, дети из которых учились в школе №47. Так что школа закрылась не из-за отъезда детей, скорее наоборот, Маритуй стал разъезжаться из-за того, что закрыли школу, в которой работали не только учителя, но многочисленный штат обслуживающего персонала. И все эти люди разом лишились работы.»

Архив старых и новых фотографий Маритуя можно посмотреть здесь>>>

Легенда, о которой рассказывают гиды на экскурсиях.

Недалеко от платформы 120 км стоит жилой дом. В начале XX века в нем проживал  начальник участка железной дороги. И, якобы, его сын, от безответной любви, покончил собой. И, в память о сыне, отец изменил окно в доме. Оно стало напоминать перевернутое сердце.

Видео о прогулки вглубь пади со старыми фотографиями

Расписание пригородного поезда «Мотаня» со станции «О.П. 120 км»:

Поделиться ссылкой:

Карта КБЖД