КБЖД в фотографиях: 100 лет назад и сегодня
В поселке «Байкал»


74 км КБЖД за падью Щелка
Фотография с почтовой карточки после ввода в эксплуатацию первой очереди КБЖД.
Выступающие фрагменты скал будут убраны во время прокладки второго пути в период с 1911 по 1915 гг. Вдалеке видна пристань в поселке Байкал, правее мыс Лиственничный и одноименный поселок.


75 км КБЖД вид на Порт Байкал
Фотография, ориентировочно, 1902 года. Первый год строительства западного участка Кругобайкалки.
Идет срезка горного массива, уходящего в Байкал, для прокладки железнодорожного полотна.


Галерея № 1 на 77 км


Тоннель № 1 на 81 км


Подробнее о тоннеле № 1 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 3
Возводился во время строительства первого пути Кругобайкалки в 1902-1905 гг.
На первом и втором фото начала XX века идет строительство подпорной стенки под железнодорожное полотно и проходка основного хода тоннеля. Портал тоннеля построен позже, на старой фотографии виден наклонный свод.




Фото времен Гражданской войны


Подробнее о тоннеле № 3 можно прочесть здесь>>>
Строительство галереи к тоннелю № 5 с иркутской стороны на 86 км


Подробнее о тоннеле № 5 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 7 «Второй Каторжанский» на 88 км
Вид со стороны Байкала на ход строительства тоннеля № 7


Вид на ход работ со стороны пади Каторжанская


Подробнее о тоннеле № 7 можно прочесть здесь>>>
Вид на станцию Хвойная (Уланово) на 98 км


Подробнее можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 9 bis и галерея № 6 «Березовая» на 100 км
Старая фотография уникальна: на ней мы видим иркутский портал тоннеля № 9 bis, который был разрушен камнепадом в 1971 году.



Иркутский портал галереи № 6 Березовая




Галерея № 6 «Березовая» на 100 км


Подробно можно прочесть здесь>>>
Мост через бухту Березовая на 100 км



Подробнее можно прочесть здесь>>>
Возле галереи № 9 «Ивановская» на 103 км
«Бурятские утесы» — такое название получила почтовая карточка начала XX века, на которой изображена панорама мыса Шумихинский.
Снимок сделан от култукского портала галереи № 9 «Ивановская».


Вид на култукский портал галереи № 9 «Ивановская» (1904-1911 гг.)


Подробнее о галереи № 9 можно прочесть здесь>>>
Галерея № 7 «Большая Шумихинская» на 102 км


Тоннель № 12 «Половинный» на 109 км
Самый длинный тоннель на КБЖД — 778 метров. Является также и самым прямым. Возводился во время строительства первого пути Кругобайкалки с 1902 по 1904 гг.


Вид с воды на станцию Половинная



Мосты на станции Половинная на 109 км




Вид на мыс Половинный


Больше информации и фотографий о мостах на станции Половинная здесь>>>
Тоннель № 13 «Чайкинский» на 109 км
Самый короткий тоннель на КБЖД — 31 метр. Строился с 1902 по 1903 гг.


Тоннель № 14 «Асламовский» на 114 км


Подробнее о тоннеле № 14 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 15 «Косой Убур» на 116 км
Култукский портал


Иркутский портал


Подробнее о тоннеле № 15 можно прочесть здесь>>>
Каменная подпорно-одевающая стенка на 116 км


Подробнее можно прочесть здесь>>>
Маритуй 119 км


Больше старых фотографий Маритуя здесь>>>
Виадуки в пади Маритуй на 119 км




Подробно можно прочесть здесь>>>
Вид на 16 и 17 тоннели со стороны Маритуя
Старая фотография датируется периодом с 1904 по 1911 гг., до момента постройки второго пути КБЖД


Тоннель № 17 на 121 км. Вид из 16 тоннеля


Подробнее от тоннеле № 17 можно прочесть здесь>>>
Сброс породы в Байкал из боковой штольни тоннеля № 17



Подробнее от тоннеле № 17 можно прочесть здесь>>>
Тоннель 18 bis на 122 км


Подпорные стенки с култукской стороны тоннеля № 18


Тоннель № 18 и каменная подпорная стенка на 122 км
На дальнем плане виден култукский портал тоннеля № 18. Железнодорожный путь, проложенный на данном участке, использовался до 1914 года, пока параллельно в скальном массиве не был пробит новый тоннель 18 bis.



Через несколько сотен метров в сторону поселка Култук, мы вновь можем видеть участок железной дороги, который использовался до 1914 года. На переднем плане арочная подпорная стенка под железнодорожное полотно.
На современной фотографии виден култукский портал тоннеля 18 bis, построенный во время возведения второго пути с 1911 по 1914 гг.



Подробнее можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 20 «Двойная Губа 1» на 123 км



Подробнее о тоннеле № 20 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 22 «Малый Колокольный» на 124 км
На старых почтовых карточках изображен иркутский портал тоннеля № 22 «Малый Колокольный».
На первой фотографии виден тоннель без пристроенной к нему галереи, на второй фотографии уже законченное сооружение с галереей.



Также фотографы начала XX века запечатлели момент строительства портала пристроенной к тоннелю галереи с култукской стороны.
Обратите внимание на внешний вид камней свода портала — они идентичны тем, что изображены на фото 2020 года, что доказывает правильность идентификации старых и новых снимков.



Подробнее о тоннеле № 22 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 23 через мыс «Большой Колокольный» на 125 км
На почтовой карточке начала XX века мы видим мыс «Большой Колокольный» с иркутской стороны.
Деревянные дома, изображенные перед порталом тоннеля, до нашего времени не дошли.


На фотографии ниже виден култукский портал тоннеля № 23. Современная фотография сделана в 2020 году уже с железобетонного двухпутного моста, построенного во время возведения второй очереди КБЖД с 1911 по 1915 гг.
Железный мост, который мы видим на первом плане старой фотографии, не сохранился. Его вывели из эксплуатации после запуска второго пути.


Неподалеку от култукского портала тоннеля № 23 в пади Колокольной располагались жилые бараки для строителей дороги и электростанция, которая питала электричеством бурильные машины.


Подробнее о тоннеле № 23 и пади Колокольная можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 24 «Бакланий Убур» на 127 км
Фотография култукского портала тоннеля периода 1905-1911 гг., когда дорога была в однопутном исполнении.


Подробнее о тоннеле № 24 можно прочесть здесь>>>
Строительство железобетонной галереи № 10 «Бакланья» на 127 км


.


Подробнее о галерее № 10 можно прочесть здесь>>>
О.П. «Бакланий» на 129 км
Разъезд Бакланий или Баклань расположен на 129 км (114 версте) от Иркутска.
На почтовой карточке, изданной в 1906 году, разъезд уже действует, о чем говорит стоящий на пути грузовой поезд.
Вдалеке виднеется мыс Столбы — 2.
В настоящее время остался только один железнодорожный путь. Здесь делает остановку пригородный поезд «Мотаня». Платформа называется «О.П. 129 км».


Мост через реку Шабартуй на 130 км



Подробно можно прочесть здесь>>>
Иркутский портал тоннеля № 25 «Столбы 1» на 130 км



Подробнее о тоннеле № 25 «Столбы 1» можно прочесть здесь>>>
Галерея с параболическим профилем, пристроенная с култукской стороны тоннеля № 25 «Столбы 1» на 130 км






Подробнее о тоннеле № 25 «Столбы 1» можно прочесть здесь>>>
Вид на тоннель № 26 и мыс Столбы 2


Тоннель № 28 до соединения с галереей на 132 км



Подробнее о тоннеле № 28 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 29 с иркутской стороны на 132 км


Подробнее о тоннеле № 29 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 30 «Шарыжалгай 3» на 133 км


Подробнее можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 32 «Малая Крутая Губа на 139 км



Подробнее о тоннеле № 32 можно прочесть здесь>>>
Строительство каменного виадука через речку Большая Крутая Губа на 141 км




Подробнее о виадуках на 141 км можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 36 «Хабартуй 3» на 143 км до пристройки железобетонной галереи



Подробнее о тоннеле № 36 можно прочесть здесь>>>
Белочехи охраняют тоннель № 36 на 143 км во время Гражданской войны



Подробнее о тоннеле № 36 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 37 «Большая Упорная Губа» на 146 км


Подробнее о тоннеле № 37 можно прочесть здесь>>>
Тоннель № 38 «Малая Упорная Губа» на 147 км




Вид на тоннель № 38 до 1911 года:


Подробнее можно прочесть здесь>>>
Виадуки Упорная Губа на 147 км




Подробно можно прочесть здесь>>>
Вид на Ангасольские виадуки и галереи № 14 и 15 на 148-149 км


Подробнее об Ангасольских виадуках можно прочесть здесь>>>
Ангасольские виадуки на 148 км


Сохранилась фотография 1914 года, на которой на железобетонном виадуке стоят два паровоза: это проходит испытание моста перед сдачей его в эксплуатацию.


Подробнее можно прочесть здесь >>>
Галерея № 14 «Ангасольская 1» и станцию Ангасолка на 148 км


Фотография сделана со станции Ангасолка. Видны каменные и железобетонные виадуки, а также галерея № 14. Обратите внимание на странную надстройку на галерее, похожую на спутниковую тарелку. Кто знает, что это, напишите на электронную почту сайта.


Фото советского периода до 1956 года.


Подробно можно прочесть здесь>>>
Галерея 15 «Ангасольская 2» на 148 км
Почтовая карточка 1904 года


Фото, ориентировочно, 1914 года


Подробнее можно прочесть здесь >>>
Вокзал на станции Слюдянка

