Фундаменты домов охраны и казарм НКВД
С момента ввода в эксплуатацию в 1905 году Кругобайкальская железная дорога получила статус стратегического объекта и была взята под усиленную охрану.
На это были все основания: ведь при выходе из строя любого из тоннелей или мостов движение по Великому сибирскому пути было бы парализовано.
Поэтому еще в царское время одновременно с сооружением КБЖД началось сооружение так называемых домов охраны.
В советское время режимность на Кругобайкалке только усилилась и в дополнение к царским сооружениям были построены казармы для войск НКВД: именно они занимались охраной дороги.
После вывода в 1956 году КБЖД из состава Транссиба особый режим был постепенно снят, часть домов перевезли, часть разобрали на дрова.
Сейчас от домов охраны и казарм НКВД остались лишь фундаменты.
В данном разделе будут собраны и систематизированы основные из них.
Фундаменты домов охраны и казарм НКВД на КБЖД
Фотография | Расположение | КМ | Год постройки | Примечания |
---|---|---|---|---|
![]() | Фундамент сторожевого дома на 120 км 076 м | 120 | Период 1902-1905 | |
![]() | Фундамент двойного сторожевого дома на 130 км 197 м | 130 | Период 1902-1905 | Между тоннелями 25 и 26 |
![]() | Фундамент казармы НКВД на 132 км 089 м | 132 | 1938 | |