Главная / Боковые штольни в тоннелях КБЖД

Боковые штольни в тоннелях КБЖД

На Кругобайкальской железной дороге был построен 41 тоннель. До нашего времени дошли 40, а 39 можно посещать. Один, № 39 «Киркидайский», расположенный после Слюдянки в сторону Ула-Удэ входит в действующий участок Транссиба, поэтому это режимный объект.

Но оставшиеся 39, находящиеся на участке Култук (156 км) — станция Байкал (72 км) полностью доступны для пеших прогулок.

И в некоторых этих тоннелях есть интересные особенности — так называемые боковые штольни, а также сквозные ниши, которые ведут прямо к озеру Байкал.

Некоторое из них общедоступны и относительно безопасны для посещения, в другие лучше не заходить по причине возможного обвала: горная порода на Байкале неустойчивая, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности.

Основное предназначение штолен — сброс лишней породы в Байкал при проходке тоннелей.

В данной статье будет описание 7 боковых штолен, которые можно увидеть при посещении КБЖД.

1. Боковой ход в тоннеле № 9 bis на 100 км КБЖД в бухте Березовая

Предположительно был пробит в 40-е годы XX века для отвода грунтовых вод. В тоже время свод входа в штольню укрепили железобетоном и построили часть лотка, который дошел и до нашего времени.

Подробно о тоннеле 9 Bis можно прочесть здесь >>>

2. Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД

Штольня недоступна со стороны тоннеля. Ближе к култукскаому порталу в защитной нише виднеется лишь небольшое окошко с решеткой, остальное пространство заложено камнем на цементной кладке.

Попасть в боковой ход можно только со стороны Байкала, предварительно поднявшись по насыпи из сброшенной при строительстве тоннеля породы.

Не рекомендую к посещению, так как свод данного бокового хода покрыт трещинами и есть опасность обрушения породы.

Длина штольни около 30 метров.

Подробнее о тоннеле № 17 можно прочесть здесь>>>

3. Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД

В настоящее время доступен с тоннеля, хотя ранее был закрыт решеткой.

Не рекомендую к посещению, так как свод штольни не укреплен, в горной породе виднеются трещины и в недавнем времени были обвалы.

Край штольни обрывается в Байкал.

Подробнее о тоннеле № 21 можно прочесть здесь>>>

4. Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД

Данная штольня общедоступна и относительно безопасна. Попасть в нее можно непосредственно из тоннеля. Осторожность нужно проявлять у края бокового хода, так как он обрывается в Байкал.

Подробнее о тоннеле № 24 можно прочесть здесь>>>

5. Сквозная ниша в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД

Ниша в тоннеле общедоступна, хотя ранее была закрыта решеткой. Не рекомендуется к посещению, так как прямо после выхода из нее нависает большой скальный массив с возможной угрозой обрушения.

Подробнее о тоннеле № 25 можно прочесть здесь>>>

6. Боковой ход в тоннеле № 30 «Шарыжалгай 3» на 133 км КБЖД

Боковая штольня представляет собой узкий проход, свод которого пронизан большим количеством трещин. Категорически не рекомендую к посещению, данным ходом лучше любоваться со стороны.

Подробнее о тоннеле № 30 можно прочесть здесь>>>

7. Сквозная ниша в тоннеле № 36 «Хабартуй 3» на 143 км КБЖД

Данный рукотворный выход к Байкалу пользуется популярностью у туристов. По длине немногим больше метра. С виду достаточно надежное сооружение, с площадки у края хода открывается великолепный вид на Байкал и пристроенную к иркутскому порталу тоннеля № 36 железобетонную галерею.

Подробнее о тоннеле № 36 можно прочесть здесь>>>

Поделиться ссылкой:

Карта КБЖД