Боковые штольни в тоннелях КБЖД
На Кругобайкальской железной дороге был построен 41 тоннель. До нашего времени дошли 40, а 39 можно посещать. Один, № 39 «Киркидайский», расположенный после Слюдянки в сторону Ула-Удэ входит в действующий участок Транссиба, поэтому это режимный объект.
Но оставшиеся 39, находящиеся на участке Култук (156 км) — станция Байкал (72 км) полностью доступны для пеших прогулок.
И в некоторых этих тоннелях есть интересные особенности — так называемые боковые штольни, а также сквозные ниши, которые ведут прямо к озеру Байкал.
Некоторое из них общедоступны и относительно безопасны для посещения, в другие лучше не заходить по причине возможного обвала: горная порода на Байкале неустойчивая, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности.
Основное предназначение штолен — сброс лишней породы в Байкал при проходке тоннелей.
В данной статье будет описание 7 боковых штолен, которые можно увидеть при посещении КБЖД.
1. Боковой ход в тоннеле № 9 bis на 100 км КБЖД в бухте Березовая
Предположительно был пробит в 40-е годы XX века для отвода грунтовых вод. В тоже время свод входа в штольню укрепили железобетоном и построили часть лотка, который дошел и до нашего времени.
Боковой ход в тоннеле № 9 bis на 100 км КБЖД в бухте Березовая Боковой ход в тоннеле № 9 bis на 100 км КБЖД в бухте Березовая Боковой ход в тоннеле № 9 bis на 100 км КБЖД в бухте Березовая
Подробно о тоннеле 9 Bis можно прочесть здесь >>>
2. Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД
Штольня недоступна со стороны тоннеля. Ближе к култукскаому порталу в защитной нише виднеется лишь небольшое окошко с решеткой, остальное пространство заложено камнем на цементной кладке.
Попасть в боковой ход можно только со стороны Байкала, предварительно поднявшись по насыпи из сброшенной при строительстве тоннеля породы.
Не рекомендую к посещению, так как свод данного бокового хода покрыт трещинами и есть опасность обрушения породы.
Длина штольни около 30 метров.
Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 17 «Киркирей 2» на 121 км КБЖД
Подробнее о тоннеле № 17 можно прочесть здесь>>>
3. Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД
В настоящее время доступен с тоннеля, хотя ранее был закрыт решеткой.
Не рекомендую к посещению, так как свод штольни не укреплен, в горной породе виднеются трещины и в недавнем времени были обвалы.
Край штольни обрывается в Байкал.
Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 21 «Двойная Губа 2» на 124 км КБЖД
Подробнее о тоннеле № 21 можно прочесть здесь>>>
4. Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД
Данная штольня общедоступна и относительно безопасна. Попасть в нее можно непосредственно из тоннеля. Осторожность нужно проявлять у края бокового хода, так как он обрывается в Байкал.
Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 24 «Бакланий» на 124 км КБЖД
Подробнее о тоннеле № 24 можно прочесть здесь>>>
5. Сквозная ниша в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД
Ниша в тоннеле общедоступна, хотя ранее была закрыта решеткой. Не рекомендуется к посещению, так как прямо после выхода из нее нависает большой скальный массив с возможной угрозой обрушения.
Боковой ход в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 25 «Столбы 1» на 130 км КБЖД
Подробнее о тоннеле № 25 можно прочесть здесь>>>
6. Боковой ход в тоннеле № 30 «Шарыжалгай 3» на 133 км КБЖД
Боковая штольня представляет собой узкий проход, свод которого пронизан большим количеством трещин. Категорически не рекомендую к посещению, данным ходом лучше любоваться со стороны.
Боковой ход в тоннеле № 30 «Шарыжалгай 3» на 133 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 30 «Шарыжалгай 3» на 133 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 30 «Шарыжалгай 3» на 133 км КБЖД
Подробнее о тоннеле № 30 можно прочесть здесь>>>
7. Сквозная ниша в тоннеле № 36 «Хабартуй 3» на 143 км КБЖД
Данный рукотворный выход к Байкалу пользуется популярностью у туристов. По длине немногим больше метра. С виду достаточно надежное сооружение, с площадки у края хода открывается великолепный вид на Байкал и пристроенную к иркутскому порталу тоннеля № 36 железобетонную галерею.
Боковой ход в тоннеле № 36 «Хабартуй 3» на 143 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 36 «Хабартуй 3» на 143 км КБЖД Боковой ход в тоннеле № 36 «Хабартуй 3» на 143 км КБЖД
Подробнее о тоннеле № 36 можно прочесть здесь>>>